Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях" (далее - форма) предоставляют юридические лица, осуществляющие управление ООПТ федерального значения, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные вести кадастр ООПТ регионального и местного значения (далее - респонденты).
В части особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального значения отчеты предоставляют:
- федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения (за исключением ООПТ, переданных в управление юридическим лицам);
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации за памятники природы федерального значения (кроме памятников природы, переданных под охрану);
- федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками (в том числе биосферными заповедниками), национальными парками (включая национальный парк Госкомплекс "Завидово"), государственными природными заказниками федерального значения;
- федеральные государственные бюджетные учреждения, на которые возложены охрана территории государственных природных заказников федерального значения, государственный надзор в области охраны и использования территории заказников, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказников;
- юридические лица, которым памятники природы федерального значения и их территории переданы под охрану (кроме памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации);
- федеральные органы исполнительной власти, государственные научные организации и государственные образовательные организации высшего образования, осуществляющие управление дендрологическими парками и ботаническими садами федерального значения.
Если ООПТ федерального значения не была передана в отчетном периоде в управление юридическому лицу, то данные по такой территории предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого она находится.
Если в результате реорганизации подведомственных Минприроды России учреждений, осуществлявших управление ООПТ федерального значения, присоединяемое юридическое лицо прекратило свою деятельность, то юридическое лицо, к которому перешли его права и обязанности, предоставляет данные за все ООПТ федерального значения, находящиеся в его управлении (включая переданные ему) в установленном порядке.
Если ООПТ федерального значения расположена с юридическим лицом, в чьем управлении она находится, в разных субъектах Российской Федерации, то данные о ней также предоставляются респондентом только по месту своего нахождения (или по месту фактического осуществления им деятельности), а не по месту расположения ООПТ.
Если ООПТ федерального значения, переданная в управление юридическому лицу, расположена на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то данные предоставляются респондентом по месту фактического осуществления им деятельности за все участки в одном отчете.
При наличии у такого юридического лица обособленных подразделений1, осуществляющих управление участками ООПТ, непосредственно обособленными подразделениями данные по форме по соответствующему участку не предоставляются во избежание дублирования.
В части ООПТ регионального значения отчеты предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения.
В части ООПТ местного значения отчеты предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные вести кадастр ООПТ регионального и местного значения.
Заполненная форма предоставляется в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения).
При реорганизации юридического лица юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, данные по ним в настоящую форму не включаются.
Форма предоставляется в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого явления. В случае отсутствия явления отчет по форме в территориальные органы Росстата не предоставляется.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.
Все показатели формы приводятся в целых числах, за исключением данных о площадях ООПТ и затратах на их содержание, которые указываются с одним десятичным знаком; при отсутствии явления ячейка не заполняется.
Значения понятий настоящих Указаний приведены исключительно в целях заполнения настоящей формы.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООПТ. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной Законом об ООПТ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
- а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
- г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
--------------------------------
1Обособленное подразделение организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
- Особенности заполнения формы организациями, имеющими обособленные подразделения
- Титульный лист
- Раздел 1. Общие сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения
- Раздел 2. Затраты на содержание особо охраняемых природных территорий
- Раздел 3. ООПТ федерального значения
- Раздел 4. ООПТ федерального значения, расположенные в нескольких субъектах Российской Федерации
Особенности заполнения формы организациями, имеющими обособленные подразделения
Для заполнения отчета по обособленному подразделению необходимо перейти на вкладку «Обособленные подразделения» и нажать на кнопку «+ (Добавить ОП)». В открывшемся списке выбирается нужное подразделение и далее, кликнув по строке с его названием, заполняется открывшийся по этому подразделению отчет в соответствии с порядком, рассмотренным ниже. Аналогично заполняются отчеты по самой организации и другим подразделениям.
Титульный лист
В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://websbor.rosstat.gov.ru/online/info, уполномоченное предоставлять отчетность по настоящей форме юридическое лицо (обособленное подразделение) проставляет код ОКПО (идентификационный номер обособленного подразделения).
Чтобы выбрать направление сдачи отчета (ТОГС), следуйте данному порядку:
Если в списке из предложенных ТОГСов отсутствует нужный, то его можно выбрать, нажав на кнопку «Все отделения Росстат». Далее выбрать соответствующий регион и ТОГС в этом регионе.
Раздел 1. Общие сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения
В разделе 1 по строкам 01 - 11 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 3, 4), в том числе о количестве и площадях новых ООПТ, которые были созданы в отчетном году в установленном законом об ООПТ порядке (графы 5, 6).
К новым ООПТ, созданным в отчетном году, относятся все ООПТ федерального, регионального и местного значения, решение о создании (учреждении) которых принято уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в отчетном году (учитываются нормативные правовые акты о создании (учреждении) ООПТ, констатирующая часть которых содержит ключевые слова "создать" и "образовать", изданные в установленном порядке с 1 января по 31 декабря отчетного года). Не учитываются решения органов государственной власти и местного самоуправления, изданные по вопросам преобразования ООПТ, констатирующая часть которых содержит сведения о преобразовании существующих ООПТ из одной категории ООПТ в другую, в которых ключевое слово "создать" отсутствует.
При наличии нескольких особо охраняемых природных территорий, относящихся к одной категории ООПТ (например, государственные природные заказники), данные по ним отражаются суммарно по соответствующей строке в графах 3 и 4.
В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
Если одна ООПТ (например, ООПТ1) находится в границах другой ООПТ (например, ООПТ2), то в целях исключения задвоения площади, приходящейся на обе ООПТ, общую площадь ООПТ2 следует приводить без учета территории ООПТ1.
Площадь охранной зоны не включается в общую площадь ООПТ.
В строках 01 - 05 приводятся данные по всем ООПТ федерального значения, относящимся к категории: государственные природные заповедники (строка 01), национальные парки (строка 02), государственные природные заказники (строка 03), памятники природы (строка 04), дендрологические парки и ботанические сады (строка 05).
Более подробные данные отдельно по каждой особо охраняемой природной территории федерального значения приводятся в разделе 3.
В строках 06 - 10 отражаются данные по всем ООПТ регионального значения, относящиеся к категории: природные парки (строка 06), государственные природные заказники (строка 07), памятники природы (строка 08), дендрологические парки и ботанические сады (строка 09), иные категории ООПТ регионального значения (строка 10).
В строке 11 приводятся суммарные данные по всем ООПТ местного значения.
Данные по лечебно-оздоровительным местностям и курортам в строки 10, 11 не включаются.
Данные строк 01 - 05 по графам 3 - 6 респондентом не суммируются, то есть данные о количестве и общей площади всех ООПТ федерального значения, за которые он отчитался, в форму не включаются (аналогично для строк 06 - 10 по графам 3 - 6).
Раздел 2. Затраты на содержание особо охраняемых природных территорий
В разделе 2 респондентом приводятся данные об общих затратах на содержание всех ООПТ, находящихся в его ведении (управлении) за отчетный год. При наличии в ведении (управлении) респондента нескольких ООПТ в строке 12 должны быть отражены общие затраты на содержание всех этих ООПТ за отчетный год.
В графе 3 проставляется код категории ООПТ. Респонденты, в ведении (управлении) которых находятся ООПТ федерального значения (строки 01 - 05 раздела 1), в графе 3 проставляют код 100; респонденты, отчитывающиеся за ООПТ регионального и местного значения (строки 06 - 11 раздела 1), в графе 3 проставляют код 400.
Если в отчете органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации содержатся данные о памятнике природы федерального значения, то в графе 3 также проставляется код 400.
В графе 4 учитываются все затраты (без НДС), независимо от источников финансирования, включая средства, направленные на оплату труда работников и прочие расходы, в том числе поступившие для этих целей из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных экологических фондов и прочих источников (например, специальные средства, гранты, средства от хозрасчетной деятельности). Не включаются средства, израсходованные в отчетном году на содержание лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Раздел 3. ООПТ федерального значения
В разделе 3 респонденты, заполнившие строки 01 - 05 раздела 1 формы, приводят более подробные данные по каждой ООПТ федерального значения.
По строке 13 в графе 2 указывается наименование ООПТ, установленное правовым актом Российской Федерации (а не название юридического лица, осуществляющего управление данной ООПТ).
В графе 3 отражается код категории ООПТ федерального значения в соответствии с приложением.
Если в ведении (управлении) респондента имеется несколько ООПТ одной и той же категории (например, памятник природы), то код категории в графе 3 указывается для каждой из них.
При наличии у респондента ООПТ разных категорий данные по каждой ООПТ включаются в порядке следования этих категорий в разделе 1 формы.
Например, если респондент осуществляет управление государственным природным заповедником, национальным парком и государственными природными заказниками, то в разделе 3 сначала приводятся данные по заповеднику, затем по национальному парку, а потом - по каждому заказнику.
В графе 4 проставляется код территории по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), в котором находится ООПТ. Для ООПТ, расположенной в границах нескольких субъектов Российской Федерации, указывается код ОКАТО субъекта Российской Федерации, на территории которого находится наибольшая часть от ее общей площади.
В случае отсутствия в нормативном правовом акте сведений о распределении территории новой ООПТ федерального значения между субъектами Российской Федерации в разделе 3 формы за отчетный год такая ООПТ количественно будет учтена в субъекте Российской Федерации, указанном респондентом (например, федеральным органом исполнительной власти, к ведению которого она отнесена решением Правительства Российской Федерации).
В графе 5 каждой новой ООПТ, созданной в отчетном году, проставляется код "127" по остальным ООПТ "128".
По графе 6 показывается площадь ООПТ в соответствии с границами, утвержденными нормативными актами, предусмотренными Законом об ООПТ (с учетом площади земельных участков иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования, находящихся в границах ООПТ).
В показатель общей площади не включаются данные о площади охранных зон.
Для ООПТ, расположенной в нескольких субъектах Российской Федерации, в графе 6 указывается площадь всей ООПТ, а не той части, по которой в графе 4 приведен код территории по ОКАТО.
В графах 7 и 8 показывается число музеев природы, в том числе под открытым небом, и визит-центров (информационных центров для посетителей), расположенных на территории ООПТ и за ее пределами; в графах 14, 15 приводится общее количество посетителей, побывавших в музее (визит-центре), в том числе за пределами ООПТ.
В графе 9 отражается общее количество экологических троп и маршрутов, а также экологических экскурсионных и/или туристических маршрутов, расположенных как на территории ООПТ, так и в охранной зоне, а в графе 16 приводится общее количество посетителей экотроп и маршрутов.
Под музеем понимается обособленное здание (строение, сооружение) или помещение в составе административного здания (строения, сооружения) учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, предназначенное для хранения, изучения и публичного представления предметов и коллекций, представляющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или иное значение.
Под визит-центром понимается обособленное здание (строение, сооружение) или помещение в составе административного здания (строения, сооружения) учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, предназначенное для исполнения задач в области экологического просвещения населения, а также для создания условий для регулируемого туризма и отдыха.
Экологический маршрут - маршрут следования туристов, разработанный в соответствии с программой экологического тура, включающий посещение различных природных ландшафтов и объектов с целью максимального познания природы и ее сохранения.
Экологическая туристская тропа - обустроенные и особо охраняемые экологические маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту знаки туристской навигации, например, информационные стенды.
В графах 10 - 13 из графы 9 выделяется число водных, конных, пеших и прочих маршрутов.
Данные о посетителях ООПТ приводятся только в отношении объектов эколого-просветительской деятельности и познавательного туризма.
Раздел 4. ООПТ федерального значения, расположенные в нескольких субъектах Российской Федерации
Раздел 4 заполняют только те респонденты, в ведении (управлении) которых имеется ООПТ федерального значения, расположенная в нескольких субъектах Российской Федерации.
По строке 14 приводятся данные о площади ООПТ отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, в границах которого она находится. При наличии у респондента несколько ООПТ, расположенных более чем в одном субъекте Российской Федерации, данные по строке 14 и последующим сначала приводятся по одной ООПТ, а затем - по другой.
В графе 2 приводится название ООПТ, которое должно совпадать с названием по строке 13 графы 2 раздела 3.
В графах 3 и 4 указывается код ОКАТО и приводится площадь названной ООПТ, часть территории которой размещена в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Если ООПТ полностью расположена в границах одного субъекта Российской Федерации, раздел 4 по ней не заполняется.